Боевой дух: как правильно признаваться в своих ошибках

Шаг 1. Поделитесь своими чувствами (открытость)

Вы оплошали. В чем-то ошиблись. На душе кошки скребут. Прежде всего вам следует разобраться в себе и поделиться с другими своими чувствами по поводу того, что вы совершили. Вы смущены? Вам стыдно? Страшно? Вы злитесь? Будьте честны. Ваша прямота наверняка вызовет уважение у человека, которому вы приносите извинения. Никому не нужны наигранные эмоции или ложное покаяние — фальшь всегда бросается в глаза. Людям важны ваши подлинные чувства. Не всегда легко в них признаться, но искренность работает. Прятаться или дистанцироваться от собственных чувств бесполезно, это путь в никуда. Предупреждаю сразу: короткое «сожалею» не считается открытостью, поскольку это в большей степени констатация ответственности за поведение (настойчивость), чем чувство.

Шаг 2. Оцените свое поведение и его последствия (находчивость)

Вы оплошали. В чем-то ошиблись. Что именно вы сделали? Опишите свой поступок. Воздержитесь от оправданий или рациональных объяснений. Просто опишите его. В подробностях. Пока вы не дадите четкое определение своему поведению, вы избегаете ответственности. Если вы толком не знаете, что сделали, расспросите других. Люди хотят знать, что вы понимаете, за что просите прощения. Туманные высказывания — «Я приношу извинения за то, что, возможно, вас задело» — бессмысленны и отдают неуважением. Заявления иного характера — «Я так и не позвонил Джонсону до пятницы, и вы остались без нужной вам информации» — подтверждают, что вы отдаете себе отчет в своих действиях и осознаете их негативные последствия.

Шаг 3. Исправьте ошибки (настойчивость)

Вы оплошали. В чем-то ошиблись. Исправьте промах. Это покажет, что вы способны превратить собственные ошибки в ступени к успеху. Самое время принести искренние извинения. Они не имеют ничего общего со стыдом. Они говорят о ваших добрых намерениях и желании двигаться вперед. Что вы готовы сделать, чтобы исправить ошибку или проступок? Возможно, от вас потребуются самые простые действия, которые вы в состоянии контролировать. Или придется обратиться к кому-то за помощью, чтобы узнать нечто но- вое. Не исключено, что понадобится изменить отношение к жизни и подход к решению проблем. Не разглагольствуйте об абстрактных или возможных в далеком будущем изменениях. Вместо этого пред- ложите линию поведения или действия, которые вы готовы осуществить уже сегодня, чтобы начать работать над исправлением ситуации. Сосредоточьтесь только на собственном поведении, а не на тех переменах, которые вам бы хотелось видеть в поведении других.

Шаг 4. Проявите восприимчивость (открытость)

Здорово, что вы продвинулись так далеко. Искренние и конкретные извинения означают, что вы пытаетесь восстановить отношения с другим человеком. Так что пришло время сделать остановку и дождаться отклика. Удовлетворены ли другие тем, что вы предложили в качестве извинений? Каких действий ждут от вас для исправления допущенных вами ошибок? Остановитесь и прислушайтесь.

Вот пара примеров, иллюстрирующих процесс четырех шагов на практике:

«Я чувствую себя неловко (Шаг 1. Открытость) из-за того, что отправила протокол совещания тем, кто не входит в исполнительную команду, и тем самым раскрыла информацию, не предназначенную для распространения за пределами этой группы (Шаг 2. Находчивость). Мне очень жаль. Я готова лично связаться с каждым, кому выслала протокол, объяснить свою ошибку и попросить удалить полученное сообщение (Шаг 3. Настойчивость). Как вы относитесь к такому решению (Шаг 4. Открытость)?»

«Я злюсь (Шаг 1. Открытость) на себя за то, что пропустил совещание по продажам на этой неделе, поскольку знаю, насколько участие в нем важно для успеха нашей команды (Шаг 2. Находчивость). Я виноват и прошу прощения. Обещаю изучить протокол совещания и посоветоваться с вами о том, какие меры мне следует принять, чтобы наверстать упущенное (Шаг 3. Настойчивость). Я открыт для любых ваших замечаний (Шаг 4. Открытость)».

Только представьте себе, какие возможности открываются для улучшения обслуживания клиентов, согласованности в команде и поднятия боевого духа! Применение формулы помогает нам осознать, почему попытки заставить кого-то просить прощения по горячим следам бывают контрпродуктивными. Коучинг эффективного извинения можно кардинально усовершенствовать с помощью этой формулы, позволяющей направлять потоки вашей энергии в конструктивное русло. Вот несколько наводящих вопросов, которые можно использовать, помогая другому человеку двигаться в сторону извинений, а также развивать ваши собственные навыки в этой области.

Вопросы, побуждающие к открытости

— Что ты чувствуешь в связи с произошедшим?

— Если отвлечься от других, какие эмоции испытываешь сейчас ты?

— Что говорит тебе твое тело?

Вопросы, побуждающие к находчивости

— Что ты такого сделал, что причинило столько вреда или ущерба?

— Какие твои действия или решения усугубили проблему?

— Как повлияли на окружающих твое поведение или поступки?

Вопросы, побуждающие к настойчивости

— Что ты хочешь сказать тем, кого огорчил своим поступком, что могло бы показать серьезность твоих намерений исправить ошибку?

— Что бы ты мог сделать, чтобы минимизировать нанесенный вред или исправить свою ошибку?

— Какие принципиально важные для тебя вещи поставлены на карту?

Forbes.ru