Азы аренды велотранспорта: велосипед — это не страшно

Станции проката велотранспорта сегодня встречаются чуть ли не на каждом шагу, по крайней мере в Москве. Но многие — что жители, что гости столицы — обходят их стороной. Ещё бы, там ведь не велосипеды, а настоящие «тёмные лошадки». Вопросов у обывателя много: как арендовать (наверное, сложно), куда ехать (наверное, некуда — инфраструктура не та), как не нарушить ПДД (наверное, никак)… Отговорки! Не так страшен велик, как его малюют — спасибо современным технологиям. За что именно спасибо — читайте под катом.

Азы аренды велотранспорта: велосипед — это не страшноТонкости аренды велосипеда

Все эти стоянки с рядами однотипных велосипедов, которые в центре Москвы расположены, кажется, всюду (428 шт. на момент написания текста), существуют в единой системе городского велопроката «Велобайк». Это значит, что можно взять транспорт в одной точке, а вернуть в другой — было бы там свободное место. Где именно находятся стоянки, количество велосипедов, общее количество мест на каждой из них в любой момент получится увидеть в мобильном приложении.

Там же есть вся информация по тарифам.

Азы аренды велотранспорта: велосипед — это не страшно Азы аренды велотранспорта: велосипед — это не страшно

Правило простое: количество поездок в оплаченный промежуток времени не ограничено, но каждая поездка не должна длиться дольше получаса (45 минут в расширенном тарифе). Затем начинают начисляться штрафы. Для большинства сценариев «добраться из пункта А в пункт Б» времени хватит даже с избытком. Ну а для велопрогулок вариантов два: либо каждые 30 или 45 минут «отмечать» велосипед в системе (потребуется 15-минутный перерыв для синхронизации данных), либо заранее продумать, на сколько рублей штрафа вы готовы наездить.

К слову, при желании удастся арендовать электровелосипед: он способен разгоняться до 25 км/ч и ехать до 20 км от одного заряда. Для такого транспорта действуют те же тарифы, ничего доплачивать не надо, но в текущем, пилотном сезоне «электропарковок» в Москве всего семь — далеко не уедешь.

Азы аренды велотранспорта: велосипед — это не страшно

Регистрация занимает буквально одну минуту и требует номер телефона для подтверждения. Чтобы оплатить прокат (и, если потребуется, штрафы), нужно привязать к системе банковскую карту. Арендовать велосипед тоже не составит большого труда: на панели необходимо ввести полученные в SMS логин и ПИН, после чего система сообщит о начале проката. Вместо логина есть возможность использовать карту «Тройка» — для этого её надо привязать к своему аккаунту в приложении. А вот оплачивать аренду со счёта «Тройки», увы, не выйдет. По окончании поездки следует убедиться, что система «получила» велосипед: на дисплее должно появиться сообщение «Возврат ОК», а вам придёт SMS об окончании проката.

Куда и как ехать

Инфраструктура Москвы пока не слишком дружелюбна по отношению к велосипедистам, тут не поспоришь. Тех же велодорожек не так много, как станций проката. Кстати, где они расположены (спойлер: преимущественно в парках и на набережных), можно посмотреть по карте на сайте правительства Москвы либо в их же приложении.

Азы аренды велотранспорта: велосипед — это не страшноБледно-сиреневые линии и есть велодорожки

Зато на велосипеде удастся прокатиться практически везде (кроме, пожалуй, метрополитена): по велодорожке, тротуару, даже по проезжей части. Каждый способ передвижения регламентирован правилами дорожного движения.

ПДД для велосипедистов

Правила езды на велосипедах описаны в 24 главе ПДД.

Азы аренды велотранспорта: велосипед — это не страшно Азы аренды велотранспорта: велосипед — это не страшно

Согласно ей, приоритет выбора места для поездки следующий:

  • велосипедная, велопешеходная дорожка или полоса для велосипедистов;
  • правый край проезжей части;
  • обочина;
  • тротуар или пешеходная дорожка.

Велопешеходную дорожку от обычной пешеходной отличает наличие специально выделенного для движения велосипедистов пространства. Выглядит это примерно так:

Азы аренды велотранспорта: велосипед — это не страшно

Конечно, никто не отменял соблюдение всех прочих правил. Правила переезда перекрёстков определяются описанным выше приоритетом: если ты двигаешься по проезжей части, то пересекаешь перекрёсток в соответствии с общим сигналом светофора. Для пересечения дороги по «зебре» необходимо слезть с велосипеда и перейти на другую сторону пешком. Иногда встречаются отдельные светофоры для велосипедистов, тогда следует обращать внимание в первую очередь на них. И не стоит забывать, что пешеход имеет приоритет перед велосипедистом, тут уж последний приравнивается к водителю любого другого транспортного средства.

Как бы то ни было, крайне полезно будет иметь экземпляр ПДД с собой. Без сомнения, в виде приложения для смартфона — благо, их в Google Play полно на любой вкус.

Трекеры скорости и расстояния

Просто покататься на велике в своё удовольствие — это, безусловно, классно. Но не помешает взять эдакий «бортовой компьютер», который будет отслеживать поездку: сколько она длится, какова текущая скорость, где и куда человек едет… Бывалые велоэнтузиасты для подобных целей покупают специальный велокомпьютер. А для обывателя вполне хватит — чего, как вы думаете? Разумеется, приложения для смартфона: так сказать, всё своё ношу с собой.

Конечно, идеально было бы иметь и держатель для гаджета, чтобы вся информация была перед глазами, но арендный транспорт такими штуками не оснащается. Поэтому тут либо обзавестись собственным держателем, либо убирать смартфон в надёжный карман.

Что же до самого приложения, то и их в мобильных магазинах предостаточно. Один из таких — Runtastic Road Bike GPS. Программа считывает данные в том числе по GPS (что видно по названию) и мониторит всю ключевую информацию: время поездки, текущую скорость, сожжённые калории. Также она синхронизируется с любым музыкальным плеером в системе и, само собой, собирает статистику.

Азы аренды велотранспорта: велосипед — это не страшно Азы аренды велотранспорта: велосипед — это не страшно

Где найти единомышленников

Ещё не придумали технологию, способную самостоятельно вместо вас найти вам единомышленников, и по велосипедному спорту тоже. А жаль — было бы здорово, в духе «Чёрного зеркала». Тем не менее в социальных сетях немало различных велосообществ на случай, если тема вас заинтересует и увлечёт настолько, что вы задумаетесь о приобретении собственного транспорта. Ну а самый верный способ завести дружбу с интересными вам людьми — принять участие в велопараде. Ближайший, ночной, пройдёт 4 августа в центре Москвы.

Азы аренды велотранспорта: велосипед — это не страшно Азы аренды велотранспорта: велосипед — это не страшно

Выводы

Стоит задуматься, почему раньше подобные проекты вроде проката велосипедов или каршеринга существовали, но были исключительно нишевыми, а сегодня вдруг обрели бешеную популярность. Ответ прост: благодаря технологиям арендовать транспорт стало так же легко, как вызвать такси. Всё, что нужно — смартфон — уже лежит в кармане, а искомые блага, даже такие скромные, как аренда велосипеда, находятся на расстоянии вытянутой руки. Как говорится, просто скачай приложение. Ничего сложного и страшного, правда?